В Крыму продолжается восстановление уникальной пещерной обители Челтер-Мармара

30 июня 2009 г.

Над с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя возвышается скала Челтер-Кая. Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. Челтер в переводе – решетка, Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII ст. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее. Братия стала переносить нехитрые пожитки в обустроенную под жилье пещеру.

С первых минут поражают тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников. В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Пещеры со 2-го по 5-й ярус – единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн.

В восточной части грота – церковь, в ней отчетливо просматривается основание для престола с углублением для мощей. В стене находятся жертвенник и окно. Вдоль стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан – вино­градодавильня. Вокруг монастыря по сей день находят заросли одичавшего винограда. На северной стене уже едва различимы почерневшие следы росписи, изуродованные современными граффити. А вдоль колоннады – несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы – всё в одном большом помещении.

Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопыт ными птицами. Братия показывает, что удалось сделать – восстановлен алтарь для проведения богослужений, украшена церковь.

Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо. Третий ярус, скорее всего, служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разде лена перегородками на 4 части, одна из них с могилами – часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.

В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: раб Божий… 6911-й (1403 год). На пятый ярус – верхнее плато – можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом – естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.

Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая. Крымским монастырям, как известно из московских жалованных грамот конца X VI – начала XVII веков, ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву за милостыней. Поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения. Вместе с тем эта поддержка в немалой мере способство вала выживанию центров старой греческой православной культуры.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать