Над с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя возвышается скала Челтер-Кая. Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. Челтер в переводе – решетка, Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII ст. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее. Братия стала переносить нехитрые пожитки в обустроенную под жилье пещеру.
С первых минут поражают тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников. В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Пещеры со 2-го по 5-й ярус – единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн.
В восточной части грота – церковь, в ней отчетливо просматривается основание для престола с углублением для мощей. В стене находятся жертвенник и окно. Вдоль стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан – виноградодавильня. Вокруг монастыря по сей день находят заросли одичавшего винограда. На северной стене уже едва различимы почерневшие следы росписи, изуродованные современными граффити. А вдоль колоннады – несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы – всё в одном большом помещении.
Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопыт ными птицами. Братия показывает, что удалось сделать – восстановлен алтарь для проведения богослужений, украшена церковь.
Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо. Третий ярус, скорее всего, служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разде лена перегородками на 4 части, одна из них с могилами – часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.
В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: раб Божий… 6911-й (1403 год). На пятый ярус – верхнее плато – можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом – естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.
Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая. Крымским монастырям, как известно из московских жалованных грамот конца X VI – начала XVII веков, ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву за милостыней. Поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения. Вместе с тем эта поддержка в немалой мере способство вала выживанию центров старой греческой православной культуры.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!